РЕБРА

Нам не забыть
и Тебе этого не отнять.
Как бы ни хотел в человеколюбии своем.

Из стиха "Забытье - высшая награда заходящего в рай"

Двойник

160х120, 2023
Холст, масло
Первая картина серии, которая ставит вопрос о наличии второго мира, тонкого плана, который человеку дано ощущать, но не видеть. Дано иметь тень воспоминания о том мире, с которым разделен на длину своей жизни, обреченный на грех, Эрос, в вечном стремлении вернуться.

Я чувствую, что у меня есть тень воспоминания о конструкции всего миропорядка, но словно я забыла это. Словно раньше я была Богом, а потом воплотилась и забыла. Забыла из-за телесности, грехов, Эроса.

Я ищу в памяти формулу всего, но перед глазами только ничего. Экзистенциальная боль. Но, я чувствую, что у меня припрятан ответ.
прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя.
Иеремия 1:5 — Иер 1:5:

Техника

Моя техника — это не просто процесс создания картины. Это ритуал, где каждый слой краски, каждый материал и каждое движение кисти становятся частью диалога между духом и материей.
Поиск доминанты

Картина рождается из философской концепции: чем обусловлен человек? что такое человек? В чем неотъемлемая часть человеческого бытия? После приходит визуальный ответ этому - минимально достаточный.

Часто визуальный образ приходит извне.
Так было с Быком. Я точно знала, что под мертвым Богом должен лежать бык. И начала его изображать еще до того, как осознала, что это олицетворение Эроса.
Композиция

Я разрабатываю эскиз на бумаге, продумывая позу, жесты, взаимодействие фигур, композиционные узлы. Мне нравится контролировать внимание зрителя. Это не просто рисунок — это карта, которая поведёт через слои смысла.
Глина и мускулатура

Я развожу глину с водой и кистью очерчиваю границы фигуры на холсте. Затем прописываю мышечную структуру, чтобы тело обрело основу, на которой будет держаться всё остальное.
Чеснок как защита от
разрушения

После каждого слоя я прохожу картину чесноком. Этот старинный технический прием защищает краску от вытирания.

Ребра

100х150, 2023-24
Холст, Масло
в монашестве есть фраза "монастырь свой не в бревнах, а в ребрах", которая говорит о месте, в котором монах выбирает жить всю жизнь.

При этом в ребрах человек становится самосветящимся. В темноте за закрытыми глазами только мое сознание освещает незримое чувстовование.
Он отступает на второй план, чтобы стать тенью для моего света.
Ибо мы ходим верою, а не ви́дением.
2-е Коринфянам 5:7

Техника

продолжение
Свинцовые белила и свето-тень

Свинцовые белила и свето-тень
Я беру свинцовые белила и внутри мышечного каркаса простраиваю свето-тень. Свинец — это не просто краска. Это тяжесть бытия, которая ложится на холст, как груз на плечи человека.
Исповедь как кровь

Первый слой исповеди я пишу красной масляной краской, а затем растираю её шерстью или шёлком. Получается сеточка, похожая на кровяные сосуды. Это жилы, которые питают работу жизнью.
Слои жира и кожи

Я повторяю процесс: свинец, чеснок, исповедь. Каждый слой добавляет объём — сначала жировой ткани, затем кожи. Исповедь меняет цвет: красный, жёлтый, розовый. Это слои памяти, которые накапливаются, как кольца на срезе дерева.
Финальные штрихи

Тени умброй, свет свинцом, исповедь, исповедь, исповедь. Каждый слой — это шаг к завершению, пока работа не обретёт нужный объём и глубину.
Это может занять 100 слоев.

Земное распластывание

120х100, 2023. Холст, масло
Ритуал земного распластывания существует во всех культурах и высокоорганизованных сообществах у животных.

Не помню, чтобы Он говорил нам служить Ему так, как служат высокоорганизованные сообщества, но по великой милости Бога хочется не просто ему поклониться, не просто сделать земной поклон.

Хочется человеку иметь своего создателя. Хочется, чтобы кто-то управлял твоей свободной волей.
Итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. Мф.22,21

Техника

Материалы как символы
Глина

Глина — земное начало, из которого создаётся человек.


Свинец

мне нужно ощущать живую смертность себя в своих руках. Она держит меня в напряжении всю дорогу у холста, не дает заскучать от сотого подхода к холсту, обостряет чувства.
Чеснок

Сначала просто техническое решение против вытирания краски при многослойной живописи.
После радость игры с тем, что не на месте.
После красивая метафора: защита от распада, щит между жизнью и смертью
Исповедь

Это мужество стать голым перед вечностью.
что может быть прекраснее исповеди?
Что еще человек, кроме совершенных ошибок и горьком раскаянии о них?

К окончанию в 2025 году

Падение Евы
Бегущие в ужасе от первого контакта с Эросом
Мертвый Бог
Мертвый Бог
В этих картинах впервые вводится понятие Эроса и вид его изображения - шкура быка.
Образ падающей Евы, которая в незнании нового мира стремится коснуться Эроса, три грации в ужасе разбегающиеся от первого контакта с Эросом, притекают к осмыслению монашеского пути. А тело мертвого Бога, лежащего на шкуре быка, так и лежит там.
Ужас контакта с Эросом заставляет от него уйти, но куда может убежать человек, если пол, если все то, к чему тебя притягивает гравитация - это шкура быка? Что делать, если каждый шаг от быка приводит к усиленному столкновению ноги со шкурой? Что делать, если от вечной гонки от стопы уже сгорели?

Монахини решили не двигаться. Они воспринимают Эрос не дискретно, а постоянно. В монастыре все крайне эротизировано.